http://vbaden.blogspot.com/p/blog-page_4.html
ПО СЛЕДАМ НЕМЕЦКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД. "ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК"
Внутрь нас ведет таинственный путь.
В нас - и нигде больше - скрыта Вечность
с ее мирами; прошедшее и будущее...
Новалис
Голубой цветок – один из давних образов немецких народных сказок и преданий. В XIX веке он стал также центральным символом немецкого романтизма.
В народном фольклоре Голубой цветок воплощает в себе тоску по любви и самую любовь, а также является символом проявления иной реальности в мир людей, забвения от земных забот.
А у немецких романтиков наряду с обычной символикой этот образ также начал обозначать метафизическое1 стремление к Бесконечному и Непознаваемому.
Голубой цветок у них символизирует вечное стремление человека к познанию Природы, окружающей его с рождения до смерти, а следовательно, к познанию Самого Себя, своей Души - конечной цели всех романтиков. Постепенно этот образ в немецком романтизме стал также воплощать жажду неизведанного и тоску по дальним краям и странам, превратившись в символ странствия как такового. И главным поэтическим образом того времени становится лирический герой - беспокойный странник, который утратил родину и пытается вновь обрести родной дом. Вечно в пути, между небом и землей, между днем и ночью, между прошлым и будущим, он ощущает и передает горько-сладостную полноту окружающего пейзажа.
Мучительный выбор между доро́гой домой и стремлением к дальним горизонтам является очень типичным для немецких романтиков, постоянно обращавшихся к мотиву путешествия: человек всегда в поиске себя самого, его странствие само является целью в поисках Недостижимого2.…
"Страсть и боль, и вкус победы,
Подниматься, вниз спускаться...
Хочет сердце все изведать,
Лишь стремиться, - не добиться.."
К.Брентано. 1802
«Lieb und Leid in leichtem Leben»
(Перевод Т.К.)
Первым к образу Голубого цветка обратился один из ранних романтиков-писателей Новалис в своем незаконченном романе "Генрих фон Офтердинген" (изд. в 1802г., русский перевод 1914г.). Он работал над романом последние два года своей короткой жизни (1800-1801гг.) и успел написать вчерне только девять глав первой части и самое начало второй. Роман опубликован другом Новалиса Людвигом Тиком уже после смерти автора, в 1802г.
Именно в этом, своем основном произведении Новалис рассказывает о Голубом цветке - символе романтической поэзии и ее нескончаемой тоски по Бесконечному. Этот роман Новалиса - фрагментарный, незавершенный, да что там - едва намеченный автором! - прославил фольклорный образ Голубого цветка и сам, благодаря ему, остался в мировой литературе.
"...Родители уже лежали и спали, стенные часы однообразно тикали, за хлопающими окнами свистел ветер; комната по временам озарялась лунным сиянием. Юноша метался на постели и думал о незнакомце и его рассказах.
"Не сокровища так невыразимо привлекают меня, - говорил он себе самому, - жадность чужда моей душе: я мечтаю лишь о том, чтобы увидеть голубой цветок. Он неустанно занимает мои мысли, я не могу ни писать, ни думать о чем-либо другом. Я никогда не испытывал ничего подобного: точно все прежнее было сном, или точно я пронесся во сне в другой мир. В том мире, в котором я жил, никто бы не стал думать о цветах; а про такую особенную страсть к цветку я даже никогда и не слыхал..."
...Ему казалось, что он бродит один в темном лесу. Лишь изредка пробивался свет сквозь зеленую сеть.
Вскоре он подошел к ущелью, которое вело вверх. Ему пришлось карабкаться по мшистым камням, когда-то снесенным вниз потоком. Чем выше он подымался, тем лес все более светлел. Наконец, он дошел до маленького луга - склона горы.
За лугом высился утес, у подножия которого он увидел отверстие; оно казалось началом прохода, вырубленного в утесах. По этому внутреннему ходу он шел прямо несколько времени и дошел до широкого выхода, откуда сверкнул ему навстречу яркий свет. Приблизившись, он увидел мощный луч, поднимавшийся, как струя фонтана, до самого потолка: там он рассыпался на бесчисленные искры, которые собирались внизу в большом бассейне; луч сверкал, как зардевшееся золото. Не слышно было ни малейшего звука; священная тишина окружала дивное зрелище. Он приблизился к бассейну, искрившемуся разноцветными переливами света. Стены пещеры были покрыты этой влагой, не горячей, а прохладной; она светилась слабым голубоватым светом. Он погрузил руку в бассейн и омочил свои губы. Его точно пронизало веяние духа, и он почувствовал себя укрепленным и освеженным. Его охватило непреодолимое желание выкупаться; он снял одежду и вошел в бассейн.
Опьяненный восторгом и все же вполне сознательно воспринимая каждое ощущение, он медленно плыл вдоль сверкающего потока, который вливался из бассейна в утесы. Его охватила нежная дремота, и ему снились неописуемые происшествия; затем его пробудило новое просветление. Он очутился на мягком лугу у края ручья, точно вливающегося в воздух и в нем исчезающего.
Темно-синие скалы с пестрыми жилками возвышались на некотором расстоянии; окружавший его дневной свет был яснее и мягче обыкновенного; небо было черно-синее и совершенно чистое. Но с наибольшей силой привлекал его голубой цветок, который рос у ручья, касаясь его своими широкими, блестящими листьями. Цветок окружали бесчисленные другие цветы всевозможной окраски, и в воздухе носилось чарующее благоухание. Но он ничего не видел, кроме голубого цветка, и долго разглядывал его с невыразимой нежностью. Наконец, ему захотелось приблизиться к цветку; но цветок вдруг зашевелился и вид его изменился; листья сделались более блестящими и прижались к растущему стеблю, цветок склонился к нему и лепестки образовали широкий голубой воротник, из которого выступало нежное личико. Его радостное изумление все возрастало при виде странного превращения, как вдруг его разбудил голос матери, и он проснулся в родительском доме, в комнате, уже озаренной золотыми лучами утреннего солнца. Слишком очарованный, чтобы рассердиться за то, что его разбудили, он приветливо поздоровался с матерью и поцеловал ее..."
Новалис. Бюст работы Фрица Шапера (Fritz Schaper)
Используя первым среди романтиков этот образ, Новалис расширяет его символику. Голубой цветок становится у него символом любви Божественной и символом Вечной Женственности, воплощением
никогда не достижимого идеала, к которому устремлена душа Поэта.
Обобщенно можно сказать, что в образе Голубого цветка у Новалиса слились воедино три великих принципа: Природа, Человек (прежде всего женское начало) и Дух, Мировая Душа...
Ещё задолго до начала XIX века – времени возникновения немецкого романтизма - в Германии то в одной легенде, то в другой постоянно встречался мотив Голубого цветка.
Впрочем, существует - с небольшими вариациями в зависимости от местности - и сама легенда. Она очень проста и очень изящна в своей простоте. Она рассказывает нам о Голубом цветке. Тому, кто случайно найдет его, откроется доступ к скрытым сокровищам.
Вот как звучит один из вариантов этого старого предания, которое полностью можно прочесть на страницах блога:
ЛЕГЕНДА О ГОЛУБОМ ЦВЕТКЕ
"В давнее-давнее время жил в Гуденсберге
свинопас по имени Бреде. Он пас своих свинок на пастбищах вокруг горы Оденберг. И вот однажды он заметил, что одна из его свиней становится не в пример другим все круглее и толще.
Свинопас увидел также, что эта свинка в полдень куда-то уходит от стада, а к вечеру возвращается. Тут парню сделалось любопытно, что бы это значило. Может, она нашла себе лучшее пастбище, чем остальные свиньи? И вот однажды днем он последовал за щетинистой зверушкой, чтобы выяснить, в чем тут дело.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ.
Фонтан "Голубой цветок" в Гуденсберге
Якоб Гримм, один из знаменитых братьев-сказочников, также подхватывает из народных легенд мотив Голубого цветка как ключа и пути к неизмеримым сокровищам. Вот как он сам рассказал об этом:
"Чтобы попасть в гору, где спрятаны сокровища, необходимо отыскать путеводный предмет, открывающий все двери: это обычно растение или корень.
В наших народных преданиях это Чудесный цветок, случайно найденный счастливчиком. Он втыкает его в шапку и находит путь к горным сокровищам: и вход, и выход теперь для него открыты.
Если в пещере он от вида сокровищ теряет голову и оставляет там или шапку, или цветок, то вслед человеку доносится предупреждение: «Не забывай самое ценное!»
Но уже поздно, уходящий не обращает внимания на эти слова или не понимает их. И при выходе из пещеры железная дверь больно бьет его по пяткам, все происходит очень быстро, и дорогу назад уже никогда не найти. Эта формула постоянно воспроизводится в легендах об Оденберге, о горах Везера и Гарца... Это, несомненно, очень древний мотив».
Я.Гримм. «Немецкая мифология», 1835г.
Прототипом Голубого цветка в фольклоре Германии
являлись василек или цикорий.
Ты - Голубой цветок, души моей виденье,
Она навечно у тебя в плену.
Но от меня ты ускользаешь легкой тенью..
Тебя найду я, - жизнь свою пойму.
Из романа «Генрих фон Офтердинген» явственно следует, что Новалис был хорошо знаком с народной легендой о Голубом цветке. Из нее он заимствовал образы, превратившиеся впоследствии в типичные символы романтизма: порог как граница между реальностью и видением, сумерки, полумрак, лунный свет, странствие, у которого нет конца, и двигаться можно только от одной остановки на жизненном пути к другой …
Но причиной обращения Новалиса к образу Голубого цветка послужили особые, очень личные, события в жизни писателя.
В 23 года (в 1795г.) Фридрих фон Гарденберг обручился с 13-летней Софией фон Кюн3. Впрочем, свадьба не состоялась: невеста серьезно заболела и умерла через два года. Новалис был потрясен ее смертью. Он не переставал вспоминать и оплакивать эту девочку, умершую в возрасте пятнадцати лет после неудачно сделанной операции. Смерть Софьи Фридрих превратил в тему романтических переживаний, она означала для Новалиса преображение, экстатическое бегство и избавление от времени и пространства. Эти переживания были тем сильнее, что скоротечная чахотка менее чем через месяц унесла и его младшего брата Эразма, с которым он был очень дружен.
О Софии Новалис рассказал Фридриху Шведенштайну4, своему близкому другу, и тот прислал ему акварель собственной работы, на которой был изображен увядший синий цветок василька. Эта акварель не сохранилась, но именно она подсказала Новалису основной мотив его незавершенного романа.....
Давно я хожу по свету,
Ищу Голубой цветок
В цветке удивительном этом
Мне чудится счастья залог.
И в долгих своих скитаньях,
В тумане дальних дорог
Лелею одно желанье –
Найти Голубой цветок.
По землям чужим и странам
Я с
арфою звучной блуждал…
Нигде, никогда, как ни странно,
Цветка я того не видал..
Й. фон Эйхендорф.
"Из жизни одного бездельника". 1818
Перевод с нем. Ю.П.Солодуба
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. "Метафизический", т.е. "над/вне обычных законов физики"
2. Один из выдающихся композиторов-романтиков Франц Шуберт создал в последние годы жизни два песенных цикла, составляющие кульминацию его творчества. Это «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь (1827). Оба созданы на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Их многое связывает: «Зимний путь» является как бы продолжением «Прекрасной мельничихи».
В обоих циклах центральным является образ одинокого странствующего мечтателя. Основным мотивом является мотив странствия, характерный для романтического искусства.
Франц Шуберт Цикл "Прекрасная мельничиха" №1
"В Путь" ("Wanderlied"). Слова В.Мюллера
3.Более подробно - см. статью
"НОВАЛИС - ПЕРВЫЙ НЕМЕЦКИЙ ПОЭТ-РОМАНТИК".
4.Фридрих Шведенштайн (Friedrich Schwedenstein) (12 марта 1770 - 20 августа 1799) - немецкий художник, близкий друг Новалиса, учившийся вместе с ним на юридическом факультете в Лейпциге (в 1790г.). После отъезда Новалиса из Лейпцига состоял с ним в оживленной переписке. Скончался от туберкулеза в 1799г.