• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Литературоведческое: фентези и исторический роман

Donny

Лорд
она не только сторониться важных для общества тем
Киберпанк к "fantasy" не относится? Все произведения в этом жанре — по крайней мере, те из них, что стоят хотя бы на уровень выше "ЛитРПГ" и фанфиков, — всегда имели жесткую социальную направленность и привязку к реальным событиям.
Или подразумевается "ненаучная" фантастика?
 

Гагарион

Знаменосец
Сороковник Вахи?
Ну опять же как и ЗВ - не изначально литературный сеттинг. К тому же, переделанный из фентезийного.
фентази фантастики в том, что она не только сторониться важных для общества тем, но даже эпатировать не пытается.
Да ладно.
Мьевиль - сожительство человека и антропоморфной жучихи в городе, который является гротескным двойником мультикультурных европейских столиц.
Буджолд - от "Красной королевы" народ до сих пор офигевает.
 

король Ходор

Знаменосец
Берроуз еще был страшным вызом тогдашним приличиям, у него ведь там на Марсе все голые рассекают.
Любые марсиане однозначно фентезийны. В итоге они скатились до марсиан в комиксах DC. Комиксы - это какой-то подвид фентези.
 

Алфер

Знаменосец
Ну такое себе. Я смотрел на ютубе ролик посвященный Парижским Тайнам Эжена Сю (у нас наверное лучше помнят фильм с Жаном Марэ), там цитировали письма тогдашний читателей. Мол, месье Сю, я каменотес и времени на чтение у меня немного, потому я стараюсь читать только серьезные вещи и сторонюсь так называемых романов в которых один вздор. Но ваша книга совсем не такая, он из тех что помогает развитию и просвещению общества.
И действительно, в Парижских тайнах поднимают вопросы прав женщин, разводов, смертной казни, социального неравенства... А современные авторы могут предъявить разве что сэкс с жуком.
 

Lestarh

Знаменосец
Форкосиганщина
Здесь уникальный случай. В рамках одного сеттинга со сквозными героями собраны совершенно разножанровые вещи. Классическая НФ - Этос с Афона и ещё ряд рассказов, космоопера - ранние приключения Майлза, биокиберпанк - Криоожог, политический триллер - Барраяр, детектив - Цетаганда и Комарра, романтическая любовная история - как чистая Джентльмен Джоул так и с элементами остросюжетности - Союз капитана Форпатрила. Там даже практически водевиль имеется...
 

Donny

Лорд
Мьевиль - сожительство человека и антропоморфной жучихи в городе, который является гротескным двойником мультикультурных европейских столиц.
Конкретно этот пример к современной фантастике все же не совсем относится, "Вокзалу" уже под двадцатник.
Киберпанк как жанр перестал быть плодотворным лет 20 назад (и это я еще хорошую натяжку дал).
Видимо, потому и перестал, что темы, типичные для "традиционного" киберпанка, более неактуальны. Впрочем, хотя бы околонаучная фантастика, не похожая на "фентези в космосе/будущем", в целом не сказать чтоб в расцвете.
А современные авторы могут предъявить разве что сэкс с жуком.
Очевидно, "секс с жуком" подразумевает не возрастающую популярность инсектофилии. И на момент написания тематика "запретных связей" и реакции общества на оные была чуть более актуальна.
 

Lestarh

Знаменосец
И действительно, в Парижских тайнах поднимают вопросы прав женщин, разводов, смертной казни, социального неравенства...
Это специфика XIX века когда литература и живопись выполняли функцию просвещения, воспитания и, скажем так, политического и идейного манифестирования. Сейчас литература утратила эту роль почти целиком, а живопись - вообще полностью.
В XX веке на роль заменителя претендовал кинематограф, но и он уже не торт в этом плане.
 

Марш

Знаменосец
Какая ж это космоопера, это таки да фантастика. Научная или нет - можно спорить, но "средняя" так точно :)
Какая ж это фантастика, там даже космооперой не пахнет. Фентези в чистом виде, с богами, полубогами и демонами, замена лука на болтер там ничего не меняет :)
 

Peter-88

Лорд
Я немножко не об этом.
Прошу простить, действительно, не уловил мысль в полном объеме. Если ставить вопрос так, то да, согласен. Особенно относительно глашатаев. Но в ситуации с пропагандой Станниса главное "но" мне видеться в двух моментах:
1) Совершенно справедлив вопрос о тех, кто осуществляет тиражирование этих писем. Я тоже удивлялся, что эту пару сотен посланий должны изготовить (и достаточно быстро) один мейстер и пара случайно пойманных септонов (у которых не очень-то много причин стараться ради претендента-иноверца). При этом, следует иметь в виду, что такое послание должно быть не на мятом клочке палимпсеста накарябано кое-как скорописью, а быть написана аршинным уставным (условно) письмом на хорошем пергаменте\бумаге с огромными печатями и золочением, а иначе оно и для неграмотных не будет смотреться убедительно. Вопрос бы решался, прикажи Станнис что-то в духе: "И засадите всех писцов на Драконьем камне за работу!" но на это Мартину компетентности, видимо, не хватило.
2) С другой стороны, сама идея не так уж невозможна. Насколько я помню, ещё Матильда рассылала письма с призывами поддержать её, а не короля ЭтьенаСтефана, а уж во время Войны Роз на каждом новом витке каждая сторона считала необходимым выпустить прокламации, в которых разъясняла, что это она — правильная, а всё кто против — попрали небесные и земные законы, и вообще, ведут Англию к гибели. Про Стеньку Разина тут уже вспоминали, а про Китай я вообще молчу... "Но", однако, состоит в том, что во всех этих примерах адресатами выступили, в первую (а то и единственную) очередь, городские общины и их лидеры (в случае с Китаем — низшие ступени администрации). Да ещё и часто для размножения имелись и другие средства, помимо перьев и чернил (Императрицы Мод и Стеньки это не касается, разумеется). Вариант же с агитацией, направленной на простонародье... Однозначно, это имело место быть во время Реформации, но это уже XVI век, тут и уже довольно развитое типографское дело налицо. Насчёт Гуситских войн не скажу однозначно (пан Сапковский, боюсь, несколько модернизирует ситуацию), хотя, с другой стороны, тогда уже была ксилография. Применительно же к Мартину мы, в который раз, упираемся в проклятый вестеросский вопрос — малочисленность городов и неразвитость их структур.
 

Алфер

Знаменосец
Это специфика XIX века когда литература и живопись выполняли функцию просвещения, воспитания и, скажем так, политического и идейного манифестирования.
Ну как сказать, в общем-то это имело место в и там где просвещение как бы не предполагалось. К примеру про Дюма и тогда критики говорили, что его романы, для живущего у нас в душе привратника.
(Ну или как бы сказали в России дворника. Во Франции бытовало мнение, что подобные граждане обожают собирать сплетни и читать желтую прессу, и вот такой имеется в каждом из нас).
Между тем он хотя бы в Трех мушкетерах затрагивает тему разделения церки и государства, вопросы власти.
К примеру, характерно, что Ришелье у него в романе никогда не узнают сразу. Дело в том, что на всех привычных нам иллюстрациях да и в фильмах Ришелье в красной мантии кардинала, принца церкви. А у Дюма Ришелье всегда в светском платье. И это понятная тогдашним читателям позиция.
 

Гагарион

Знаменосец
Парижских тайнах поднимают вопросы прав женщин, разводов, смертной казни, социального неравенства... А современные авторы могут предъявить разве что сэкс с жуком.
А какие конкретно темы вы хотели бы видеть поднятыми в наши дни? Первая цветет и пахнет до степени зловония, следующие две устарели, четвертая поднимается много где, от того же Мьевиля до "Первому игроку приготовиться".
 

Lestarh

Знаменосец
Применительно же к Мартину мы, в который раз, упираемся в проклятый вестеросский вопрос малочисленность городов и неразвитость их структур.
Просто Мартин писал такое достаточное камерное повествование в котором участвуют с полдюжины значительных феодальных семей, сотня мелких феодалов и два-три города. Для масштабов Ирландии или половины Англии - самое то. Даже для раннесредневековой Германии - может потянуть.
Но при этом Мартин раздул размеры Вестероса до целого континента, а уровень развития общества - фактически до рубежа перехода к Новому Времени (у него там и мануфактуры как-то упоминались). Получилось несколько странно...
 

король Ходор

Знаменосец
Но при этом Мартин раздул размеры Вестероса до целого континента, а уровень развития общества - фактически до рубежа перехода к Новому Времени (у него там и мануфактуры как-то упоминались). Получилось несколько странно...
пять cities на целый континент - маловато?:annoyed:
 

Гагарион

Знаменосец
каменотес и времени на чтение у меня немного, потому я стараюсь читать только серьезные вещи и сторонюсь так называемых романов в которых один вздор. Но ваша книга совсем не такая, он из тех что помогает развитию и просвещению общества.
Кстати, показательно. Каменотес, который занимался физическим трудом, читал, чтобы получить пищу для размышлений. Сейчас же, занимаясь умственным трудом, человек читает (а чаще, смотрит), чтобы забыть о насущных мыслях. Наверно для каменотеса показалась бы странной идея пойти после трудного рабочего дня в качалку.
 

Гагарион

Знаменосец
Актуальные и волнующие общество. Называть не буду, чтобы до бана не дошло
Локальная политота есть, но я бы не сказал, что это хорошо. Хотя бы потому, что лет через 30 она будет уже не актуальна.
А глобальные актуальные вопросы, думается мне, под форумный мораторий не подпадают.
 
Сверху