Несколько лет назад Мартин ответил на просьбы порекомендовать книги, которые помогут скрасить ожидание очередного тома «Песни Льда и Пламени». Мы уже приводили «голый» список этих книг, однако за 7 лет многое изменилось: писатель упоминал в своих интервью или в блоге новые книги, а некоторые старые вышли в новых переводах. Всего будет три подборки — кроме фэнтези, еще фантастика и историческая проза.

Джордж Мартин рекомендует классическое и современное фэнтези

Классика фэнтези

Джордж Мартин: «Меня не перестает удивлять, что некоторые из моих читателей никогда не слышали о тех великих писателях-фантастах, которые были до меня и без которых «Песнь Льда и Пламени» никогда бы не появилась… да и весь жанр фэнтези, честно говоря, тоже». «Наибольший эффект на моё творчество оказали авторы, которых я читал в молодости. Я думаю, что те книги, что вы поглощаете на подсознательном уровне, самые важные», — говорит он в другом интервью. Поэтому не удивляйтесь, что список полон ретро-фэнтези.

Роберт Говард: Конан (цикл рассказов)

Знакомство с жанром фэнтези у Мартина состоялось с рассказов Говарда: «Говард пленил меня в Заморе. «Башни, где обитали пауки и тайны» сделали бы свое дело и сами по себе, а «темноволосые женщины» только все усугубили. Пятнадцать лет — прекрасный возраст для знакомства с Конаном из Киммерии», — вспоминает писатель в РРетроспективе. Классическое героическое фэнтези Говарда о варваре Конане из Киммерии, который проходит путь от бандита, вора, пирата и авантюриста до полководца и короля, написано в стиле авантюрного романа, произведения увлекательные и легкие. Сам Говард написал один роман и несколько рассказов, часть из которых были закончены уже после его смерти другими писателями.

Роберт Говард: Соломон Кейн (цикл рассказов)

«Я прочел все книги о Конане, Кулле, Бран Мак Морне, но моим любимым персонажем всегда был Соломон Кейн. Это уникальный персонаж, чудесный и интересный», — признаётся Мартин. Рассказы о Соломоне Кейне — это приключения с элементами фэнтези об английском пуританине-авантюристе XVI века, который бесцельно путешествует по Европе и Африке, уничтожая встреченное им зло.

Говард Лавкрафт (рассказы)

Мартин впервые познакомился с творчеством Лавкрафта подростком: «Когда я открыл для себя Лавкрафта, то пришел в неописуемый восторг по причинам, которые не могу объяснить, хотя мне уже далеко не пятнадцать». Лавкрафт писал на стыке жанров ужасов, мистики, фэнтези и научной фантастики в стиле, который после него стали выделять в отдельный поджанр — «лавкрафтовские ужасы». Джордж Мартин не конкретизирует произведения, которые ему особенно понравились, но знакомство можно начать с наиболее известных вещей — рассказов «Зов Ктулху» (1928), «Крысы в стенах» (1924), «Морок над Инсмутом» (1936) и повести «Хребты безумия» (1936), которую Мартин причисляет к одной из пяти лучших вещей Лавкрафта. Есть у него и лиричные вещи — например, рассказ «Иранон» (1935).

Кларк Эштон Смит (рассказы)

Американский писатель, автор сотен рассказов в жанре фэнтези и ужасов, друг Говарда и Лавкрафта по переписке и один из тех, кто привил Мартину любовь к фэнтези. Мартин не уточняет конкретные рассказы, попробуйте «Склепы Йох-Вомбиса» (1932), «Свидетельство Атаммауса» (1932), «Обитатель бездны» (1933) или, например, «Зверь Аверуана» (1933). Фантлаб выпускал иллюстрированные малотиражные сборники рассказов Смита, но в свободной продаже их не сыскать.

Кэтрин Мур: Джирел из Джойри (цикл рассказов)

Цикл рассказов в стиле героического фэнтези о волевой воительнице Джирел из Джойри, путешествующей по иным измерениям и наводящей там свои порядки.

Теренс Хэнбери Уайт: Король Былого и Грядущего (тетралогия)

Серия романов английского писателя основана на сильно переосмысленной «Смерти Артура» Томаса Мэлори с элементами постмодерна, полна иронии, юмора и послевоенного гуманизма. Каждый из четырех романов отличается тоном: за историей взросления следует любовный роман, а завершает историю трагедия. Иногда цикл рассматривают как роман-эпопею в четырех частях плюс еще один роман, вышедший уже после смерти писателя. Мартин горячо рекомендует цикл Уайта, а в ПЛиО полно неочевидных перекличек с ним, хотя, конечно, книги совершенно не похожи по способу подачи и тону.

Фриц Лейбер: Фафхрд и Серый Мышелов (цикл рассказов)

«Лейбер многого достиг и в научной фантастике, и в ужасах, и в фэнтези. Классический рассказ «Дымный призрак» доказывает, что родильный дом может быть таким же пугающим, как старый готический замок. Научно-фантастический роман «Странник»… Но лучшее — это фэнтези о Фафхрде и Сером Мышелове, особенно первые истории», — пишет Мартин. В каком-то смысле этот цикл пародирует приключенческое фэнтези в стиле Роберта Говарда. Герои Лейбера — два эксцентричных и жадных искателя приключений, варвар-северянин Фафхрд и ловкач Серый Мышелов — и мир готовы спасти, если им хорошо заплатят.

Мервин Пик: Горменгаст (трилогия)

Цикл хвалят за стиль, психологизм и атмосферу — смесь магического реализма, готики и фэнтези. Первоначально Пик планировал написать только один роман, но позже тот разросся до трилогии («Титус Гроан», «Горменгаст» и «Одиночество Титуса»). В ПЛиО полно отсылок к циклу, и Мартин часто упоминает его в различных интервью. По книгам планируется сериал, адаптацией займется Нил Гейман, автор романа «Американские боги» и др.

Джон Р. Р. Толкин: Властелин Колец (роман)

Одно из самых известных произведений в жанре фэнтези, классика английской литературы. Джордж Мартин вспоминает: «Когда я читал Роберта Говарда, то думал: настанет день, и я смогу писать не хуже него. Но над страницами романа Толкина я впал в отчаяние. Никогда не сумею писать, как он, даже приблизиться не сумею! И хотя я много лет писал фэнтези, мои книги по стилю оставались гораздо ближе к Говарду, чем к Толкину». «Почему-то люди все время пытаются противопоставить меня и Толкина, и, честно говоря, меня это расстраивает, ведь для меня он — кумир, отец всего современного фэнтези, мой мир вообще не появился бы на свет, не будь до меня Толкина! Тем не менее, я не Толкин, я делаю что-то совершенно по-другому, продолжая считать «Властелин колец» одной из величайших книг XX века».

Урсула ле Гуин: Волшебник Земноморья (цикл)

«Урсула ле Гуин была из числа великанов. Одаренный рассказчик, посвятивший себя писательству, она повлияла на целое поколение авторов, пришедших после нее, включая и меня. На мой взгляд, «Левая рука Тьмы» — один из лучших научно-фантастических романов всех времен, «Обделенный» и «Резец небесный» тоже великолепны. Оригинальная трилогия о Земноморье занимает почетное место в фэнтези-пантеоне, хотя телевизионная адаптация и сослужила ей плохую службу», — пишет Джордж Мартин. Цикл «Земноморье», один из самых знаменитых фэнтези-циклов XX века, повествует о юноше, который так спешил показать себя, что привел в мир великое зло — пришлось посвятить целую жизнь на исправление этой ошибки.

Джек Вэнс: Умирающая Земля (цикл)

Серия рассказов и романов, объединенных миром недалекого будущего с остывающей планетой. Характерными темами произведений являются декаданс, упадок нравов и порочность человеческой природы, слияние науки и магии, изменения социальной структуры общества. Мартин особенно выделяет роман «Пройдоха Кугель» (другой вариант перевода названия — «Глаза другого мира»), первый из серии об обманщике, цинике и воре Кугеле.

С позволения и в честь Джека Вэнса Джордж Мартин вместе со своим другом Гарднером Дозуа стали создателями и редакторами антологии рассказов современных писателей в мире Умирающей Земли. Джордж Мартин пишет: «Как бы я ни любил Вэнса, я понимаю, что сымитировать его невозможно. Никто не может писать, как Вэнс, кроме самого Вэнса. И «Песнь Льда и Пламени» — это противоположность Вэнсу: если его проза изобретательна, филигранна, поэтична, то мои книги жестоки и реалистичны». Нил Гейман считает, что в ПЛИО наиболее близки Вэнсу главы Дени: «Главы Дейнерис с ее магией и драконьим огнем написаны роскошным языком, в нем слышатся нотки Желязны и большого мастера Джека Вэнса».

Джек Вэнс: Лионесс (трилогия)

Трилогия о стране, утонувшей подобно Атлантиде, но с кельтским антуражем. Король Лионесса плетет интриги, чтобы возвыситься среди десяти других затонувших королевств. Одна из таких интриг предполагает союз через замужество его своенравной дочери Сульдрун, а ей это, как вы догадываетесь, не по душе.

Майкл Муркок: Элрик из Мелнибонэ (цикл)

Мартин рекомендует оригинальные произведения Муркока (особенно, роман «Глориана, или Неудовлетворённая Королева») и часто упоминает Элрика среди своих самых любимых героев; приключения Элрика от других авторов Мартину не понравились. Задуманный как противоположность Конану, Элрик начинает свой путь императором и заканчивает странствующим воителем, борющимся с колдунами и демонами. Для поддержания своей жизни он использует меч Буреносец, который поглощает души поверженных врагов и, обладая собственной волей, часто губит тех, кто дорог Элрику. Персонаж Муркока не является положительным героем во всех смыслах и наверное поэтому привлекает Мартина.

Ричард Адамс: Бекланская империя (цикл)

Романы «Шардик» (1974 г.) и «Майя» (1984 г.) сюжетно не связаны друг с другом, но происходят в едином мире Бекланской империи. В «Шардике» Адамс исследует тему веры, власти и искупления. Спасаясь от пожара, на остров племени ортельгийцев забредает огромный медведь. Молодой охотник Кельдерек принимает его за воплощенное божество Шардика и во исполнение легенды поднимает восстание и подчиняет столицу, чтобы пройти путь от царя до раба и искупить свои ошибки. В «Майе» Адамс неспешно рассказывает историю становления женщины. Красавицу Майю, выросшую в рыбацкой деревне, продают в рабство, и она попадает в столицу Бекланской империи, полную соблазнов и интриг.

Мартин рекомендует также и дебютный роман Адамса «Обитатели холмов» в жанре героического фэнтези. Это история о том, как два брата, один из которых предвидит скорую беду, призывают свой народ покинуть родные края и скитаются в поисках подходящего места для жизни. Изюминка романа в том, что главные герои — дикие кролики (и не настолько антропоморфные, чтобы носить одежду или часы).

Джин Вулф: Книга Нового Солнца (цикл)

Мартин называет Вулфа «одним из величайших писателей в жанрах фантастики и фэнтези за последние полвека, наряду с Желязны и ле Гуин» и горячо рекомендует состоящую из четырех томов «Книгу Нового Солнца». Пример прекрасной стилизации, скорее мейнстрим, чем смесь фантастики и фэнтези, с намеренными играми вокруг ненадежного рассказчика, которые Мартин сам так активно применяет в ПЛИО. В центре повествования — история взросления юноши из палаческой общины, который путешествует по угасающей земле в мире далекого будущего, где технологии развились до предела и стали неотличимы от магии.

Терри Пратчетт: Плоский мир (цикл)

«Терри Пратчетт был одним из наших величайших фантазеров, и вне всякого сомнения — самым смешным», — считает Джордж Мартин и с завистью добавляет: «Он был столь же остроумен, сколь и плодотворен». Сатирический фэнтези-цикл «Плоский мир» состоит из десятка романов, часть из которых образуют меньшие подциклы. Для первого знакомства попробуйте роман «Стража! Стража!».

Тед Уильямс: Память, Скорбь и Шип (цикл)

«Игру престолов я написал под впечатлением от книг Тэда Уильямса. Это один из моих самых любимых фэнтезийных циклов», — пишет Мартин. Начатый в конце 80-х цикл состоит из романов «Трон из костей дракона», «Скала Прощания», «Дорога ветров» и «Башня Зеленого ангела» (писатель вернулся в мир Остен Арда спустя 30 лет с продолжением, но начинать нужно с «Трона из костей дракона»). Для своего времени книги были новаторскими: сложно не заметить влияние Толкина, но здесь больше мрачности, политики и неоднозначных «серых» персонажей. Очевидно и влияние этого цикла на ПЛиО: огромный трон, пробудившиеся от долгого сна страшные существа на севере (Иные), древняя лесная раса (Дети леса) и т. д. Мартин вставил и несколько прямых отсылок.

Роджер Желязны: Хроники Амбера (цикл)

Джордж Мартин восхищается Роджером Желязны и называет «Князь Света» одним из лучших НФ-романов всех времен. Но в этой подборке речь идет о фэнтези, а самое знаменитое фэнтези Желязны — это «Хроники Амбера». В завязке первого романа Корвин оказывается низвергнут на Землю XVII века после поражения в поединке со своим братом Эриком. Пока Корвин выживает в чумном Лондоне, воюет с Наполеоном и лечится у Фрейда от амнезии, король Амбера Оберон исчезает, а его трон занимает Эрик, старший, но незаконнорожденный брат Корвина. Понятно, что Корвин хочет занять то, что его по праву (если вообще вспомнит, кто он такой), а Эрик не хочет отдавать то, что считает по праву своим. Дело осложняется тем, что детей у Оберона целая армия и каждый полон своих амбиций. Цикл включает два подцикла по пять романов в каждом, в первом пятикнижии главным действующим лицом является Корвин, во втором — его сын Мерлин. «Хроники Амбера» планируют экранизировать в виде сериала.

Роберт Джордан: Колесо времени (цикл)

«Вклад Джима в современное фэнтези велик: его огромный и амбициозный цикл «Колесо времени» задал новые стандарты жанра [эпического фэнтези] и проторил путь другим писателям», — считает Мартин. Цикл состоит из 14 романов, завершающая трилогия вышла уже после смерти Джордана и написана по его заметкам другим писателем, Брэндоном Сандерсоном. В начале Джордан, как и многие, подражает Толкину, но затем сходство пропадает. В центре истории — предсказание о возрождении человека, который ради борьбы с Темным обрек человечество на катастрофу. В мире Джордана фатализм — основа бытия, поэтому читателю предстоит наблюдать за Возрожденным Драконом и его историей в несколько матриархальном мире, где женщины выслеживают и укрощают мужчин, способных управлять разрушительной мужской половиной Силы. На русском языке заключительную трилогию официально планируют выпустить по мере переиздания предыдущих томов. Сейчас идут съемки сериала по мотивам цикла.

Современное фэнтези

«Как бы ни были велики́ классики, золотой век эпического фэнтези наступил именно сейчас. В этом жанре еще никогда не было столько потрясающих писателей и не выходило столько произведений, как сейчас. Это означает огромное количество посредственных и просто ужасных книг, ведь закон Старджона все еще в силе, но я предпочитаю говорить о хорошем, а хорошего тоже хватает».

Робин Хобб: Сага о Видящих (трилогия)

Джордж Мартин не скупится на похвалы: «Вместе с миллионами прочих почитателей Хобб, я наслаждаюсь всякий раз, когда попадаю в Шесть Герцогств, Дождевые чащобы или на Внешние острова. Не могу дождаться, чтобы узнать, куда же она заведет меня дальше». И в другой раз: «Среди изобилия фэнтези-романов творчество Хобб — алмазы в груде цирконов». Или вот еще: «Одна из лучших писателей-фэнтези последних 30 лет, и ее серия о Видящих — классика высокого фэнтези». Самые известные вещи Хобб написаны в мире Элдерлингов, начавшегося с трилогии «Сага о Видящих». Главный герой — Фитц, бастард королевских кровей, которого выучили на убийцу и которому теперь предстоит преодолеть политический кризис. История, растянувшаяся на 16 томов, была завершена в 2017 году, цикл вышел на русском языке полностью.

Жаклин Кэри: Раскол (дилогия)

Дилогия пересказывает «Властелин колец» от лица темных сил, на русский язык не переводилась. Мы приводим эту рекомендацию лишь потому, что Мартину полюбилось не только исполнение, но и сама идея, а нечто подобное есть и на русском языке (например, «Черная Книга Арды»): «Кто-то однажды заметил, что злодей — это герой другого цвета. Это изречение повлияло на мое творчество, а в последнее время кажется, что повлияло на многих. Взять хотя бы бродвейское шоу об ищущей искупления злой ведьме Бастинде или поток романов, где вампиры предстают не монстрами прошлого, а героями. И вот теперь Жаклин Кэри… Если поскрести ее дилогию, то проступит «Властелин колец» с точки зрения Саурона. Нет, конечно, там нет никакого Саурона, Гэндальфа, Фродо или Арагорна, это было бы нарушением авторских прав, но вам не составит труда увидеть их тени за Саторисом Третьерожденным, Мальтусом, Дани и Араком Альторусом, которых Кэри все же ловко превращает в самостоятельных персонажей. Если Саурону служат Девятеро, то Саторису — Трое во главе с Танаросом Черным Мечом, чертовски убедительным главным героем (антигероем?) цикла. За него невозможно не переживать, хотя довольно неприятно признавать в нем Короля-чародея назгул. Великолепная идея, великолепно исполнена, даже жаль, что книг всего две, а не три», — пишет Мартин.

Джо Аберкромби: Первый закон (цикл)

Произведения Аберкромби объединены сосредоточенностью на героях, сражениями, черным юмором и жестокостью. Цикл состоит из трилогии «Первый закон», трех самостоятельных романов и дюжины рассказов. Самостоятельные романы «Лучше подавать холодным» и «Герои» Джордж Мартин особенно хвалил. После перерыва писатель продолжил развивать историю мира, но не в средневековом, а в индустриальном антураже в трилогии «Эпоха безумия».

Патрик Ротфусс: Хроника Убийцы короля (цикл)

«Я проглотил книгу за день, читая почти до самого рассвета, и теперь у меня руки чешутся — так хочется прочесть следующую книгу. Как же он чертвоски хорош, этот Ротфус!» — говорит Мартин. Как и ПЛИО, это цикл-долгострой: завершающий роман трилогии находится в работе больше 10 лет. Композиционно трилогия построена как рассказ в рассказе. В настоящем трактирщик Квоут обещает за три дня поведать узнавшему его Хронисту настоящую историю своей жизни, изредка прерываясь на насущные дела в трактире. Каждая книга — это один день, который Квоут беседует с Хронистом о своей жизни. Были разговоры, что книга будет экранизирована в виде полнометражного фильма и сериала, но пока что к съемкам так и не приступили.

Скотт Линч: Хитрости Локка Ламоры (цикл)

«Свежо, оригинально, крайне занимательно — и великолепно исполнено», — резюмирует Мартин. Авантюрное фэнтези и дебютная книга автора рассказывает историю вора Локка Ламоры (в другом переводе героя зовут Локки) на фоне мира, напоминающего Венецию эпохи Ренессанса. Роман отличается остроумием и динамичным сюжетом, бег которого лишь изредка прерывается интерлюдиями о детстве героя. Пока что цикл состоит из четырех романов, на русском языке вышло три.

Ннеди Окорафор: Кто боится смерти (роман)

Постапокалиптическое фэнтези с африканскими мотивами. В мире, раздираемом войной между племенами, рождается девочка с волосами и кожей цвета песка. Мать называет ее Оньесонву, «Та, кто боится смерти». Обладающая особой силой и загадочной магической судьбой, Оньесонву отправляется в опасное путешествие, в котором ей предстоит столкнуться с природой, заблуждениями и жестокостью, настоящей любовью и, наконец, с собой, обещает аннотация. «Это мощная книга, очень непростая для экранизации», — говорит Мартин о готовящемся сериале, в разработке которого он участвует вместе с автором — «потрясающим новым талантом с уникальным голосом в нашем жанре».

Дэниел Абрахам: Кинжал и монета (цикл)

Эпическое фэнтези о том, что важнее в войне — сила (кинжал) или деньги (монета). На русский язык переведен лишь первый роман из пяти. «Книги, подобные «Крови королей» из цикла «Кинжал и монета», напоминают мне, почему я люблю эпическое фэнтези, — нахваливает Мартин. — Да, я не вполне объективен, ведь Дэниел — мой друг, а временами и соавтор… но это чертовски хорошая книга. Великолепный мир, великолепные персонажи и увлекательный сюжет. Единственная проблема в том, что история слишком быстро закончилась».

Примечание
Джордж Мартин дружит с Дэниелом Абрахамом уже много лет. Именно Абрахам довел до ума повесть Гарднера Дозуа «Бегство охотника», когда Мартин так и не смог ему помочь; ему же Мартин поручил адаптацию своих произведений в виде комикса («Игра престолов», «Шесть серебряных пуль», «Грезы Февра») и прислушался к его совету разделить действие романов «Пир стервятников» и «Танец с драконами» географически. Вместе с Таем Фрэнком, в прошлом личным помощником Мартина, Дэниел Абрахам пишет еще и под псевдонимом Джеймс Кори.

Кэтрин Эддисон: Гоблин — император (роман)

Фэнтези с флером стимпанка. На русском официально не выходила, но есть любительский перевод. «Мне понравилось, — пишет Мартин. — Фэнтези о придворных интригах. Персонажи хорошо выписаны, особенно симпатичным получился главный герой. В этом фэнтези мало магии, даже меньше, чем в моих книгах. Место действия — империя эльфов, а главный герой — наполовину гоблин и четвертый сын покойного императора — становится правителем после череды трагедий. Но эльфы Эддисон не похожи на эльфов Толкина, точно так же, как и гоблины. Легко вообще забыть, что речь идет об эльфах и гоблинах, потому что они очень похожи на людей. Мне такое нравится, как вы знаете. Нравится читать о людях». Однако Мартин отмечает, что интриги получились предсказуемыми, «плохих парней» определить не составит труда и он бы предпочел, чтобы кому-то из врагов удалось одурачить Майа (и читателя). Также писатель отметил, что в какой-то момент устал от трудновыговариваемых и трудноразличимых имен, хотя сама система показалась ему интересной. «И все же, в целом, книга приятная. Если будет продолжение, то я и его почитаю».

Наоми Новик: Чаща (роман)

«Для Новик, известной по циклу о драконах наполеоновской эпохи, этот роман в жанре высокого фэнтези — шаг в сторону. Сказочная атмосфера книги вдохновлена не хорошо известными историями братьев Гримм или Андерсена, а русским фольклором. Мне понравилось, как Новик изменяет принятые в сказках сюжеты, понравились созданные ею персонажи, но история развивается как-то слишком быстро, я бы предпочел больший объем, чтобы герои могли раскрыться полнее. Еще я был разочарован тем, что многое в развязке взялось буквально с потолка», — делится впечатлениями Мартин. Мир Новик, конечно, содержит скорее восточноевропейские мотивы, чем именно русские. Угрозу людям здесь воплощает Чаща, которую сдерживает могучий чародей Дракон, а в обмен забирает из деревни девушку, которой предстоит прожить с ним в башне 10 лет. В этот раз его выбор оказывается неожиданным: вместо красавицы и умницы Каси он забирает нескладную Агнешку, в которой замечает пробуждение магического дара.

Шеннон А. Чакраборти: трилогия Дэвабада (цикл)

«Мне присылают для ознакомления много книг в жанре фэнтези, но Латунный город выделялся. Здесь приятная и главная героиня, и второстепенные герои, есть неожиданные сюжетные ходы, живой, красочный и понятный слог. Но больше всего мне понравилась атмосфера. Чакраборти черпает вдохновение не в Темных веках или вообще Средневековье, подобно Толкину, мне и тысячам других авторов, пишущих в жанре эпического фэнтези, а обращается к Ближнему Востоку, сказкам Тысячи и одной ночи и легендам о джиннах», — пишет Мартин в своем блоге. Цикл состоит из книг «Латунный город», «Медное королевство» и «Золотая империя»; все книги уже доступны на русском языке.

Уолтер Йон Уильямс: Квиллифер (цикл)

Уолтер Йон Уильямс: Квиллифер (цикл)

«Если вы ищите какое-нибудь отличное [эпическое] фэнтези, то попробуйте роман «Квиллифер» Уолтера Йона Уильямса. Возможно, это лучшая из его вещей, восхитительная от начала и до конца, остроумная, яркая, захватывающая, забавная — и при этом великолепно написанная», — сообщил Джордж Мартин о первом романе в одноименном цикле. На русском языке ни один из романов цикла не издавался, но жёстко сокращенная версия первого из них выходила в сборнике «Книга мечей» под редакцией Гарднера Дозуа (близкого друга Мартина, с которым он редактировал несколько антологий и даже писал роман); получившийся покоцанный рассказ озаглавлен «Торжеством добродетели». Главный герой не воин, а трикстер, попадает в сети коварной богини, борется в дворцовых интригах и участвует в гражданской войне, но его победы достигаются не силой оружия, а умом и хитростью. Так Квиллифер проходит путь от йомена до рыцаря (второй роман) и лорда (третий роман). О таком типе героев Мартин любит не только писать, но и читать.