Игра престолов: введение для зрителей (2019)

Игра престолов Игра престолов (англ. Game of Thrones) — один из самых успешных сериалов кабельного канала HBO по мотивам еще не завершенного цикла фэнтези-романов американского писателя Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». Сериал выходил в 2011-2019 гг. и состоит из 73 часовых серий.

Создателями сериала стали начинающие сценаристы и писатели Дэвид Беньофф и Дэн Вайс. Они были в восторге от романов, и сразу решили, что экранизация возможна лишь в формате «взрослого» сериала, какие в это время снимали разве что для кабельного канала HBO. В «Игре престолов» было все то, что ценит аудитория канала — захватывающий сюжет, потрясающие декорации и отсутствие цензуры. Однако в HBO, соглашаясь на сделку, все-таки сильно рисковали: во-первых, фэнтези жанр на телевидении считался дешевым и детским, а во-вторых, Беньофф и Вайс не имели опыта работы в качестве телевизионных продюсеров. В итоге риск себя оправдал, и «Игра престолов» не только нашла своего зрителя и стала самым популярным сериалом десятилетия, но и сломила предубеждение против жанра, положив начало экранизациям других книжных циклов на телевидении и завоевав множество профессиональных наград, включая самую престижную — премию Эмми. В этом смысле «Игра престолов» разделила лавры «Властелина колец» как открывателя жанра — только в применении к телевидению.

Завязка и главные сюжетные линии

Действие книг и сериала начинается с представления одной из аристократических семей, Старков. Старки правят на Севере — это суровый край, лишенный манерности и богатств Юга; здесь люди ближе к природе и к безымянным старым богам, живущим, по поверьям, в рощах могучих чардрев. Северяне открыты и честны, они не приносят пышных рыцарских обетов, но превыше всего ценят честь рода и знают, что такое дружба и верность.

После свержения династии Таргариенов Эддард Старк (Шон Бин) привез останки своей сестры на Север, и с тех пор живет в своем замке, подальше от интриг двора. Он счастливо женат, занимается воспитанием множества детей и вершит правосудие в своих землях. Размеренная жизнь Эддарда заканчивается, когда приходит весть о кончине его наставника Джона Аррена и о желании короля назначить его, Неда Старка, своей правой рукой, десницей. Сложно сыскать должность, которой бы Эддард желал меньше этой, но слухи о неслучайности смерти дорогого ему человека и заговоре против короля вынуждают его принять предложение и отправиться в столицу. Такова завязка книги и сериала.

Нед Старк на заседании Малого совета чувствует себя не на своем месте. Так и есть.
Нед Старк на заседании Малого совета чувствует себя не на своем месте. Так и есть.

Действие книги и сериала условно можно разделить на несколько арок. Самой историчной из всех является сюжетная линия с Эддардом Старком (Шон Бин). Старк приезжает в столицу государства Королевскую Кавань, и оказывается в чуждом для себя мире. Привыкший к прямоте, он вынужден играть по чужим правилам, доискиваясь до причин, повлекших смерть его предшественника. С горечью он обнаруживает, насколько сильно изменился его друг, но, следуя своим принципам, продолжает тревожить осиное гнездо и, наконец, оказывается в безвыходной ситуации.

Вторая линия — со Стеной, куда отправился незаконнорожденный сын Эддарда Старка по имени Джон Сноу (Кит Харингтон). Все бастарды в Семи Королевствах носят особые фамилии (на Севере — Сноу); считается, что такие дети рождены от похоти и лжи, и ничего хорошего в мир не несут. Как бы не протестовала леди Кейтилин Старк (Мишель Фэйрли), Эддард воспитывал бесправного по рождению сына наравне со своими законными отпрысками. Однако Джон все-таки чувствует себя чужим, и хочет пойти на службу в Ночной Дозор. Здесь, как ему кажется, он избавится от клейма бастарда и сможет показать себя.

Со Стеной же связана судьба одного из законных сыновей Эддарда Старка — Брана. В нем постепенно пробуждаются магические способности, и трехглазый ворон зовет его дальше на север. Там, за Стеной, пробуждается древняя сила, враждебная всему живому, однако можно ли назвать ее абсолютным злом, пока не ясно. В этой арке много мистики.

Дени в самом начале пути своего превращения…
Дени в самом начале пути своего превращения…

Третья линия наиболее близка к завязке типичных произведений жанра фэнтези. Принцессу Дейенерис Таргариен (Эмилия Кларк) выдают замуж за вождя дикарского племени в обмен на обещание военной помощи ее брату Визерису. Вся ее жизнь проходила под гнетом безумного брата, но под защитой мужа она взрослеет, начинает проявляться ее характер и стержень Таргариенов.

Мир Вестероса и Эссоса

Основные события «Игры престолов» развиваются на континенте Вестерос.  Это один из четырех известных континентов планеты, похожей на Землю, только здесь несколько десятилетий лета могут смениться лютой зимой на целое поколение.

Вместо усредненного стереотипно-фентезийного Средневековья, Джордж Мартин черпал вдохновение в научно-популярных трудах об истории и художественной исторической литературе (список любимых книг писателя в этом жанре). Во многом получившийся мир похож на средневековую Европу XI-XIII веков: здесь действуют сходные институты, для людей характерно религиозно-мистическое мышление, близок и уровень научно-технического развития. С опорой на историю Мартин создает геральдику, финансовую систему, социальное устройство, церемониал, обычаи, суеверия и т.д. Во всем этом угадывается земная история с той разницей, что магическое в этом мире действительно существует: например, есть люди, способные предвидеть будущее или вселяться в шкуру зверей.

Карта Вестероса

Восемь областей Вестероса в прошлом были независимыми государствами Первых людей и андалов. Четыреста лет назад аристократический род Таргариенов, спасаясь от катаклизма, уничтожившего цивилизацию Валирии, поселился на островке Драконий Камень на восточном побережье Вестероса. Воинственные вестероссцы не придали этому значения, а спустя почти век Эйгон Таргариен вместе с сестрами верхом на трех драконах вторглись в Вестерос и подчинили его королевства одно за другим. Новое государство Завоеватель окрестил Семью Королевствами в честь завоеванных земель, а из мечей сопротивлявшихся приказал выковать Железный трон, ставший символом верховной власти на континенте.

Править отдельными регионами своего королевства Эйгон поставил коренную аристократию или их потомков. Старки правят Севером, Ланнистеры — Западными землями,  Аррены — Долиной Арренов, Баратеоны — Штормовыми землями, Тиреллы — Простором, Талли — Речными землями,  Мартеллы — Дорном, Грейджои — Железными островами. Все прочие меньшие дома являются их вассалами. Таргариены вводили единые государственные законы, устраивали династические браки, скрепляющие королевства, однако по-настоящему единым его делали драконы. После одной из гражданских войн Таргариены утратили большую часть драконьего выводка, и вскоре в известном мире не осталось ни одного огнедышащего змея — лишь их окаменелые яйца.

Геральдика «Песни Льда и Пламени» и «Игры престолов»
Геральдика великих домов в «Игре престолов». О значении геральдики для мира Семи Королевств читайте в отдельной статье.

После смерти последнего дракона династия Таргариенов продержалась у власти почти век, пока на троне не оказался король Эйрис Таргариен, вошедший в историю как Безумный. В год ложной весны наследник короля принц Рейгар стал победителем Харренхольского турнира и вопреки этикету вручил венок королевы любви и красоты не своей законной супруге, а Лианне Старк, единственной дочери лорда Севера и невесты лорда Штормовых земель Роберта Баратеона. После турнира Рейгар с несколькими спутниками нагнал Лианну Старк, и увез в неизвестном направлении. Брат девицы отправился в столицу, чтобы сразиться с принцем в поединке и восстановить честь сестры, но принца в городе не оказалось. Безумный король арестовал Брандона Старка и потребовал, чтобы его отец явился на суд; оба были изощренно казнены. Опасаясь, что Старки объединятся с Баратеонами, король потребовал от лорда Джона Аррена выдать ему своих воспитанников — среднего сына лорда Старка по имени Эддард и его друга Роберта Баратеона. В ответ лорд Аррен поднял восстание, перевернувшего весь Вестерос. Рейгар Таргариен объявился в столице, когда война уже шла полным ходом. Войска роялистов потерпели поражение, а династия Таргариенов уничтожена практически на корню. Новым королем был избран Роберт Баратеон, а Джон Аррен стал его королевским десницей (визирь, премьер-министр). Спастись удалось лишь двум потомкам драконьих владык — маленькому Визерису Таргариену и его новорожденной сестре Дейенерис.

Создатели сериала «Игра престолов»

Это Дэвид Беньофф и Дэн Вайс, создатели сериала «Игра престолов». Они являются главными исполнительными продюсерами (шоураннерами), сценаристами, редакторами и даже режиссерами отдельных серий. И вот, как это случилось. Зимой 2006 года Беньофф начал читать «Игру престолов», и совершенно неожиданно для себя увлекся до такой степени, что стал сомневаться в себе, и позвонил своему товарищу по студенческой скамье Дэну Вайсу, чтобы узнать его мнение о книгах. Беньофф и Вайс зарабатывали на жизнь написанием сценариев, и оба сразу поняли, что вот та книга, которую они хотели бы адаптировать. Учитывая объем, это мог быть только сериал, поэтому товарищи решили обсудить идею с автором цикла — Джорджем Мартином.

В начале 90-х в жизни Джорджа Мартина произошел поворотный момент: уставший от временных, бюджетных и цензурных ограничений, он покинул Голливуд и приступил к написанию фэнтези-саги «Песнь льда и Пламени». Возвращение Мартина в литературу стало триумфальным: журнал Time назвал его «Американским Толкином», и о писателе заговорили как об основателе нового направления в жанре фэнтези. Спустя всего пару месяцев после выхода «Игры престолов» правами на экранизацию заинтересовались, а уж после успеха «Властелина колец» к Мартину выстроилась очередь из продюсеров, жаждущих экранизировать серию в виде полнометражного фильма. Все они хотели сосредоточиться на конфликте добра со злом, выкинув все остальное, а Мартину такой подход был неинтересен. «Затем произошла встреча с Дэвидом Беньоффом и Дэном Вайсом, — вспоминает писатель. — Как и я, они считали, что проект было возможно сделать только на телевидении, в идеале — на канале HBO, который позволил бы нам создать по-настоящему взрослый сериал с одним сезоном на каждый том». Джордж Мартин дал начинающим продюсерам предварительное согласие, и удивительно: уже в январе 2007 года канал HBO приобрел права на экранизацию «принципиально неэкранизируемой» книжной серии.

Самый большой актерский состав

В «Песни Льда и Пламени» сотни персонажей, имеющих значение для сюжета, и даже с упрощениями «Игре престолов» требовался беспрецедентно большой актерский состав. К подбору актеров шоураннеры активно привлекали Джорджа Мартина, высылая ему видео с прослушиваниями актеров на различные роли. У писателя нет собственных детей, его персонажи — это его дети, поэтому он с удовольствием смотрел ролики и писал шоураннерам свое мнение.

Слева направо: Мишель Фейрли (Кейтилин Старк), Мейси Уильямс (Арья Старк), Софи Тернер (Санса Старк), Кит Харингтон (Джон Сноу), Джордж Р. Р. Мартин, Николай Костер-Валдау (Джейме Ланнистер), Питер Динклейдж (Тирион Ланнистер), Лена Хиди (Серсея Ланнистер), Дэвид Беньофф и Д. Б. Вайс
Слева направо: Мишель Фейрли (Кейтилин Старк), Мейси Уильямс (Арья Старк), Софи Тернер (Санса Старк), Кит Харингтон (Джон Сноу), Джордж Р. Р. Мартин, Николай Костер-Валдау (Джейме Ланнистер), Питер Динклейдж (Тирион Ланнистер), Лена Хиди (Серсея Ланнистер), Дэвид Беньофф и Д. Б. Вайс

«Детей-актёров подобрать было сложнее всего, мы просмотрели сотни претендентов на три основные детские роли [Сансы, Арьи и Брана]. Большинство претендентов… если честно, это просто дети, не актёры. Здорово уже, если они запомнили реплики. Любящие родители очень гордятся тем, что дети выучили слова и могут их произнести без запинки, но это их единственный успех, — вспоминает Джордж Мартин. —  Часто вас поджидает другая крайность. Попадается ребёнок, которому, родители или руководитель драмкружка сказали, что актерское мастерство заключается в проявлении эмоций. И эти дети старательно демонстрируют эмоции: ужасно переигрывают, выпучивают глаза, гримасничают, лезут из кожи вон, и выглядит всё это совершенно ненатурально… Но у наших детей по-настоящему драматические роли, им приходится сталкиваться с горем, одиночеством, яростью и другими очень взрослыми эмоциями. И ты думаешь: господи, это просто невозможно, никаких шансов. Но затем появляется он — один из сотни или даже тысячи — и ты сразу понимаешь: спасибо, господи, вот оно».

Другие дети в истории стали старше, поэтому их роли достались уже взрослым начинающим актерам. Главная причина этих изменений связана с законодательными ограничениями на участие несовершеннолетних актеров в сексуальных сценах (прежде всего, Дейенерис Таргариен). Это характерно не только для «Игры престолов». Согласно исследованию «Adolescence, Sexuality, and the Criminal Law», тенденция к повышению «взрослого возраста» (когда разрешалось иметь сексуальные сношения в браке) за пределы 16 лет наметилась лишь в начале XX века, а, например, в Средневековой Франции XIII века достаточно взрослыми люди считались уже с 14 лет; в этом возрасте большинство уже проходило необходимые этапы взросления, которые современные подростки проходят лишь спустя несколько лет. Поэтому в «Игре престолов», как и в других исторических и псевдоисторических фильмах, персонажи становятся старше, а играют их обычно еще более взрослые актеры, закончившие актерские школы и имеющие некоторый опыт.

Основу актерского ансамбля «Игры престолов» составляют начинающие или малоизвестные актеры британского театра, кино и телевидения, однако звезды тоже имеются.  Шон Бин (Эддард Старк), Чарльз Дэнс (Тайвин Ланнистер) и Питер Динклейдж (Тирион Ланнистер) выбраны на свои роли без кастинга.

Пилотную серию «Игры престолов» создатели сериала Дэвид Беньофф и Дэн Вайс вспоминают со стыдом.  «На создание пилота потребовалось четыре года, и вот, наконец, мы закончили и показали результат своим друзьям. Видеть их реакцию было очень больно», — вспоминает Беньофф. Крэйг Мазин, один из тех, кто мог сравнить пилотную и первую серию говорит: «Из куска дерьма получилось нечто блестящее!»

Настоящие причины никогда не озвучивались, но возможно, именно низкое качество пилотной серии привело к тому, что две ключевые актрисы покинули проект. Джордж Мартин особенно сожалел об уходе Тамзин Мерчант, исполнившей в пилотной серии роль Дейенерис Таргариен. Впрочем, за десять лет съемок в сериале были и другие рекасты.

Наверх

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: